reporter67 (reporter67) wrote,
reporter67
reporter67

Немилость и мракобесие - как это было и есть.

В древности расположение Мирожского монастыря за пределами крепостных стен Пскова делало его легкой добычей завоевателей. Сегодня вроде бы никакой Ливонский орден не грозит. Зато мужская обитель оказалась непосредственной близости от зоны отдыха горожан. Одно то, что рядом с белоснежными стенами играют в пляжный волейбол и разгуливают девушки в бикини, может сделать монастырю репутацию одного из самых демократичных религиозных учреждений. Все-таки лицезреть такое послушникам из своих келий позволено не везде. Возможно, впрочем, это вынужденное попустительство - у монастыря есть строго означенные пределы. К тому же есть и доказательства, что нравы здесь на самом деле суровы и не всегда эта суровость вписывается даже в церковный устав.



С разницей в несколько столетий случились эти две истории, но похожи они настолько как будто участвовали в них одни и те же люди. По крайней мере со стороны некоторых представителей духовенства.





Гордость Мирожского монастыря фрески Спасо-Преображенского собора. На минутку, 12 век! Сохранившихся в таком объеме настенных росписей домонгольского периода в России сегодня больше не найти. Собор, кстати, из монастырских объектов сегодня один находится в ведении государства. Братский корпус, надвратная Церковь Первомученика Серафима и дом настоятеля после долгих лет переданы местной епархии. Ради фресок в соборе поддерживается специальный температурный режим с помощью кондиционеров. А идут они буквально от пола и до самого купола.



Так вот, с 12 по 17 век это уникальное иконописное творчество жило-натужило. А потом началось... Сначала фрески забелили. Как оказалось даже к лучшему. Это способствовало консервации росписей еще на долгие годы. В конце 19 века археолог и историк искусств Суслов открыл иконописное наследие из-под штукатурки. Правда, духовенство монастыря осталось не довольно качеством работ - где-то были потертости, где-то и вовсе утрачены изображения. Суслова отстранили от реставрации. Распоряжением Синода на его место была нанята артель владимирских иконописцев. Те же поступили проще: промыли уникальную настенную живопись и переписали её «в древнем стиле». Грубо говоря, похоронили. К попытке воскресить работы древних мастеров вернулись только в 20-е годы. Видимо, живы были еще те, кто помнил варварство клириков, вот и решили взять культурный реванш. Провели соответствующие работы. Правда, говорят, и по сей день почти половина древней настенной иконографии находится под ремесленными наслоениями 1901 года.



Вторая история современная. После возвращения церкви большей части монастырских построек, усилиями братии была восстановлена и росписана надвратная церковь Первомученика Серафима. Занимался этим признанный мастер современной иконописи архимандрит Зинон (в миру Владимир Теодор). Он же организовал при монастыре школу иконописи. Его стараниями и талантом в церкви был создан уникальный каменный иконостас.



Но случилась незадача. В 1996 году за участие в совместной с католиками службе и последующем причащении Зинона отстранили от дел, наложив на него церковное взыскание. Только в 2001 году патриарх Алексий 2 специальным указом снял с него так называемые прещения. Как ни странно, местному духовенству этого показалось мало. Епархия настояла на том, чтобы поверх работ Зинона была сделана новая роспись Серафимовской церкви. И это при том, что власти Пскова в тот период полным ходом обсуждали вопрос о передаче под охрану государства иконописного наследия Зинона. В 2009 году охранять уже было нечего. История самого Зенона вообще заслуживает отдельного внимания. Талантливый и самое главное признанный внутри самой церкви художник, спасаясь от немилости псковских иерархов, вынужден был перебраться в деревушку Гверстонь на границе России с Эстонией. Создал там с двумя такими же опальными монахами монастырь и по сути организовал церковную общину. Много ездил расписывая православные храмы по Европе. А в родной епархии так и не получил признания. Как результат иконописная школа при Мирожском монастыре прекратила свое существование, работы его преданы анафеме, зато церковные местное церковное начальство спит спокойно.


Tags: Архимандрит Зиной, Мирожский монастырь, Псков, иконопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments